Рядом с нами находится столько красивых мест — садись на машину и вперед! Но почему-то постоянно находятся какие-то дела, отговорки, препятствия…
Вот, например, Заповедник Хакасский еще в сентябре 2015 года сделал день открытых дверей на участок Оглахты для всех желающих, а мы что-то не поехали, я повздыхала на красивые фоточки у друзей в соцсетях, записала это место в свой виртуальный WishList, а когда мы проезжали в том районе, всегда кивали “надо-надо съездить!”, и вот только в июне 2018 года звезды сошлись и пункт “Оглахты и 965 ступенек” можно вычеркивать!
Прежде всего это заповедник! Но с небольшими ограничениями доступ все таки есть. Тут оборудована стоянка, визит-центр с краткой историей Хакасии, справкой о разнообразии флоры и фауны, реконструкцией некоторых фрагментов наскальных рисунков, предметов быта, оборонительных сооружений. Предлагаются услуги гида-экскурсовода и подъем на лестницу до каменной террасы, где изображены петроглифы возрастом от 6 тысяч до тысячи лет.
В визит-центре всё очень круто сделано — всевозможные макеты, подсвечивающиеся карты, устройство кургана в уменьшенном виде, огромная электронная “книга” с сенсорным экраном и всплывающими ссылками, сувенирная лавка и автомат, где можно сделать себе копию древне-хакасской монеты.
Там же можно полистать буклет с краткой информацией обо всех объектах заповедника “Хакасский”.
Почему — Оглахты?
Название возникло от сочетания хакасских слов «Оглах» — годовалый дикий козленок, детеныш козы и «Таг» — гора, в переводе получается “гора дикого козленка” или “козлиная гора” (возможно такое название это место получило из-за обитания диких косуль).
По другой версии гора стала так называться по имени хакасского национального героя, который охотился в этих краях на маралов.
Весь комплекс представлен большой долиной — с одной стороны гладь водохранилища, с другой горная гряда с уступами — гора “Сорок зубьев”. Это название собирательное, т.к. во многих тюркских языках это просто множественное число (например, в задокументированных источниках 80-90 годов насчитано 56 “зубьев”).
Вид со стороны Красноярского моря.
Вид с дороги от шлагбаума.
Прежде в этом районе было древнее хакасское поселение Аглахтаг (позднее оно и некоторые близлежащие поселения образовали новый населенный пункт «Советская Хакасия», а в период строительства СШ ГЭС и наполнения водохранилища водой, СовХакасия «переехала» повыше из зоны затопления). Сейчас на месте бывшего поселения Аглахтаг реконструированы хакасские юрты с бытом того времени. Если стоит хорошая погода – можно туда прогуляться, посмотреть на мастер-классы по самобытному ремеслу, приложить руку к плетению коврика, потрогать реконструированные предметы быта и даже примерить одежду того времени (мы до юрт не пошли, т.к. погода менялась молниеносно).
На берегу здесь почти всегда стоит научный лагерь, археологи изучают рисунки, в воде работают водолазы — исследуют изображения на затопленных участках скалы.
Южная часть массива “Оглахты” — огромная естественная крепость на длинном высоком скальнике. В Средневековье те участки, которые казались больше всего уязвимыми, были перекрыты земляными валами и крепостной стеной, сложенной из плитняка. Общая длина такой рукотворной защиты составляет 30 километров (из них на каменную стену приходится 20 км!), стена не идет непрерывно, а состоит из участков, которые перекрывают проходы внутрь горного массива.
Считается, что это самое крупное древнее оборонительное сооружение в Хакасии. Примечательно, что стена сложена без использования раствора — это просто искусно составленные друг на друга камни, в зависимости от военной ситуации стену можно было быстро разобрать и возвести в другом стратегическом месте.
В визит-центре есть реконструированный фрагмент этой крепостной стены.
Но самое потрясающее сооружение — это современная извилистая длинная лестница! Конечно, ехать сюда стоит ради петроглифов (наскальных изображений) — на участке Оглахты их самое большое скопление в Хакасии. Кстати, экскурсовод заметила, что скорее всего наши правнуки уже не увидят петроглифы в их естественном виде – лишайники, перепады температуры и другие погодные условия очень быстро стирают древние изображения с хрупкого песчаника, и буквально через 300 лет увидеть их можно будет только на фотографиях.
Но рукотворная лестница впечатляет не меньше , чем древние рисунки!
965 ступеней — всего 500 метров в длину и с перепадом высот 150 метров!
Ну а прикоснуться к истории и посмотреть на многовековые художества — как приятный бонус в конце пути!
Мы забежали по лестнице за 25 минут с небольшими передышками и фотографированием.
Есть данные о местном рекорде — 5:08! А вообще полная экскурсия-подъем длится 3,5 часа.
Вначале шагать по ступенькам весело и легко — они невысокие и запросто можно перешагивать через одну. Лестница разбита на несколько блоков с площадками для панорамного обзора и красивых фоточек и лавочками для отдыха. Каждая площадка снабжена информационными табличками о петроглифах, флоре и фауне, исторических фактах и легендах местности. И обязательно — напоминание о соблюдении чистоты на территории заповедника и просьба не трогать хрупкие рисунки руками.
Примерно на ¼ пути чуть в стороне лежит огромный камень и оборудован спуск к нему. Эту впечатляющую глыбу обнаружили в 1978 году на южном склоне горы. Огромная плита песчаника сплошь покрыта уникальными изображениями. Археологическую находку назвали Шаман камень, а возраст первых рисунков оказался более 3000 лет!
Всего на камне насчитали 162 изображения – человеческие фигуры и лица, изображения животных, двухколесных повозок, кинжалы, круги и спирали. Причем это очень необычное скопление таких непохожих рисунков не только для Хакасии, но и для всей Средней Азии. Рисунки наносились на плиту довольно длительное время, в результате некоторые изображения выбиты поверх других (например, изображения кинжалов).
По одной из версий – камень был настолько ценен для ритуальных обрядов, что на нем просто не осталось места для новых рисунков, и их пришлось наносить прямо на старые изображения; по другой версии – произошло какое-то изменение веры (почитания богов) или появились пришлые народности, которые поверх древнехакасских узоров выбивали свои.
Не все изображения до сих пор расшифрованы: по мнению археологов рисунки Шаман-камня несут информацию о религиозных представлениях древних народов, о мироздании и календарных циклах, о культе оружия и связанных с ним ритуалах, а также о других обрядовых действиях, проходивших в этом месте.
Чем выше — тем круче подъем. Через ступеньку шагать уже тяжело, наверх смотреть страшно — еще столько ступенек впереди. Давай, давай, мы только на середине лестницы!
Последний отрезок пути самый крутой + беспощадное солнце, мокрая спина и звон в ушах от ветра. Кто-то упорно шагал на верх — раз-два, раз-два, кто-то останавливался на каждой ступеньке и переводил дух, кто-то поднимался небольшими перебежками.
Но мы наконец-то все забрались на верхнюю площадку и, как обещала экскурсовод, усталость была сразу забыта, а дух захватило от нереальной красоты и величия воды и гор.
Просторы тут потрясающие! И действительно, преодолеть это испытание в виде почти 1000 ступеней стоит не только ради памятников археологии — с обзорной верхней террасы открываются завораживающие пейзажи.
Не зря это место называют Енисейские ворота — место силы, слияние трех рек Енисея, Абакана и Тубы, и 4 монументальных горы, которые эти реки разделяют — Оглахты, Тепсей, Куня и Суханиха..
Все 4 горы были значимы для древних людей — тут проводились обряды, склоны покрыты выбитыми на плитняке рисунками, а степи вокруг усыпаны курганами.
На “хакасском” берегу расположена священная гора Куня (Кюн Таг — гора Солнца) с красивыми видами на равнину, где в Енисей впадает Абакан, с разрушенной крепостью наверху (ее остатки можно найти и сейчас, а возраст построек более 4 тысяч лет) и компактной подкунинской писаницей — чуть больше 300 фигур людей, оленей, коз, лошадей, верблюдов, птиц и медведей. Рисунки датированы 2 тыс.г.до н.э. По мнению ученых на этой горе совершались обряды в честь небесного божества.
На противоположном “красноярском” берегу упирается гребнями в небо гора Суханиха, а её отроги плавно спускаются к Тубе, где вдоль тубинского залива на несколько километров раскинулся знаменитый Потрошиловский бор и песчаный пляж.
Суханиха тоже “богата” писаницами, а весь комплекс представлен 7 местонахождениями рисунков: береговые утесы, лога, гроты с выбитыми изображениями животных, треугольных знаков и концентрических окружностей,тут же фаллические символы, военные эпизоды, рисунки предметов быта, одежды, оружия — очень разномастные по значению и времени петроглифы.
А еще местным жителям эта гора известна, как место крушения военно-транспортного самолета ИЛ-76МД в 1996 году.
Вид с горы Оглахты (слева г.Суханиха, справа г.Куня)
На въезде в Енисейские Ворота (слева г.Куня, справа г.Суханиха)
Потрошиловский бор и пляж напротив Оглахты.
Следующая пара — Оглахты (на хакасском берегу) и Тепсей (в красноярском крае).
Двуглавый Тепсей — самая узнаваемая гора на Красноярском море. В переводе с тюркского это “холм над рекой” или “холм с оврагом”. И то, и другое соответствует действительности — первое очевидно сразу, второе — когда заедешь в тыл Тепсею — внутри монументального утеса есть огромный провал.
Петроглифы тут представляют собой целый комплекс, который растянулся на 6 км. по Енисейскому берегу и почти 7 км. по правому берегу р.Тубы.
Всё те же узнаваемые композиции с изображениями быков и маралов, схематичные рисунки животных, фигур всадников, знаки рунической письменности. К сожалению, доступ к петроглифам Тепсея несложный и открыт всем, поэтому изображения частично подпорчены современными письменами “здесь был Вася”.
Гора стоит на стрелке Тубы с Енисеем, а если забраться на самую вершину, можно увидеть как образуется Красноярское море — именно здесь оно начинается.
Вид со стороны Енисея — слева г.Оглахты, справа г.Тепсей
Вид со стороны д.Мохово (слева г.Оглахты, а дорога упирается в г.Тепсей)
Но самое впечатляющее скопление петроглифов находится на горе Оглахты — по количеству рисунков это место превышает все остальные памятники Хакасии вместе взятые, учеными обнаружено здесь около 10 крупных скоплений рисунков.
Объём изображений сложно представить — несколько тысяч рисунков только на одной горе — выбитых, вырезанных и нарисованных минеральной краской! Например, на каждом уступе горы “40 зубьев” (а я напомню, что по подсчетам их на самом деле 56) есть от 3 до 20 террас, покрытых рисунками. А еще есть небольшие горки, просто отдельно лежащие камни, береговые скалы.
Часть камней с рисунками безвозвратно утеряна — местные жители охотно использовали удобный в строительстве плитняк для хозяйственных нужд. Из него выкладывали дорожки, строили изгороди, загоны для скота, и особо никто не разбирался, просто это плоский камень покрытый мхом или плитка с нацарапанным изображением.
Но даже с такими потерями, рисунков здесь сохранилось огромное количество.
На самом верху лестницы есть в хорошем доступе одна из множества террас, покрытая петроглифами. Просто нереальная концентрация рисунков на один квадратный метр!
Все петроглифы относятся к разным эпохам — самым древним изображениям около 6 тысяч лет, тут можно встретить изображения скифских времен, ранний и поздний бронзовый век, эпоху великого переселения народов и рисунки средневековья.
Для каждой эпохи характерны свои сюжеты в наскальном искусстве.
Например, самые древние рисунки относятся к “минусинскому стилю” — там изображены древние животные, которые либо уже вымерли, либо сейчас здесь не водятся — олени, дикие лошади, кабаны, медведи и лоси. Все изображения очень крупные, красивые и реалистичные.
Окуневская культура хорошо известна по изваяниям, но и в рисунках на камне её тоже можно проследить — всевозможные изображения личин и масок, быки и коровы, запряженные в повозки. Интересно, что как таковой упряжи на животных нет, зато присутствует кольцо в носу.
И тут же рядом Карасукская культура — геометрический стиль, много коней и немного других животных.
Самые удивительные — петроглифы Скифского времени — различные изображения военных сцен, земледельческих работ, быков, каких-то обрядов. Эти уникальные сюжеты можно к своему удивлению встретить на греческих амфорах, а в Хакасии — только в Оглахты.
Также расшифровывая изображения археологи нашли много ценного этнографического материала: бытовые сцены из жизни древних людей — кони, шаманы, выкройки и узоры, которые применялись для украшения одежды, хорошо прорисованы конские попоны, бубны, костюмы и шапки, а еще можно встретить современные рисунки русской телеги.
Интересный момент, на который обратила внимание экскурсовод — древние хакасы совсем не рисовали женщин. Военные эпизоды, обустройство жилища, предметы быта — всего в избытке, а девочек нет.
Хотя, вот же явно мужчина и женщина (в юбке), но нет, это обычная одежда воина — специальным образом скроенные доспехи, чтобы и на коне скакать, и ходить удобно было, и чай сидя по турецки пить (в визит-центре есть хакасский воин при полном параде).
Когда пришла пора спускать вниз, захотелось снова задержаться на каждой площадке, любуясь видами на горы и “море”. Но впереди нас ждала еще небольшая прогулка до пристани — попасть в Оглахты можно не только по дороге через Пригорск, но и по воде.
Современные ярко-голубые пластиковые сходни, таблички “купание запрещено”, разломанные бетонные конструкции непонятного назначения.
Берег тут очень живописный — огромные монолитные отполированные валуны и крошащийся в пальцах плитняк. От ежегодных “приливов” образовалась стеночка с отложениями разных цветов и фактур.
В этот момент поджаривающее солнышко сменил мелкий дождь и шквалистый холодный ветер, “морская” вода стала мутной, а на другом берегу в Потрошиловском бору началась настоящая песчаная буря.
Поэтому решено было прогулку сворачивать и укрыться от непогоды.
Кстати, не слышала ни одного рассказа о посещении Оглахты в полном объеме, чтобы и на лестницу залезть успеть, и в визит-центре на экспонаты поглазеть и в реконструированных хакасских юртах к быту и мастер-классам приобщиться. Постоянно и внезапно меняющаяся погода в этих местах рушит любые планы.
А древние хакасы вот рисовали себе тихонько и в дождь, и в зной тысячи рисунков…
В общей сложности было нагуляно 8 тысяч шагов, наделана пара сотен фотографий, построено несколько вполне рабочих “гипотез” — зачем же тут древние люди рисовали все эти изображения (как один из вариантов: сидел мужик, ждал друга, а чтобы время скоротать, царапал потихоньку камень — коня своего рисовал, да будущую добычу; и чем дольше друг задерживался, тем больше рисунков успевал мужик накорябать).
А на обратном пути мы любовались золотым закатом и удивлялись, что краснокнижное реликтовое растение — копеечник минусинский, который охраняют на территории заповедника, — это ничем не примечательный сорняк, который встречается на обочинах городских дорог.
И как принято в конце — явки и пароли:
Общую информацию об участке Оглахты можно найти на официальном сайте заповедника “Хакасский”.
Обратите внимание, что просто так наобум взять и поехать поглазеть на петроглифы не получится.
Участок входит в систему заповедника “Хакасский”, тут установлен природоохранный режим, на въезде стоит шлагбаум и требуется пропуск — нужно предварительно оставить заявку на посещение и взять пропуск (в Администрации заповедника или у местных туроператоров) — более подробно о правилах посещения заповедника можно почитать ЗДЕСЬ.
По “достоверным непроверенным” данным в скором времени на сайте заповедника будет организовано онлайн бронирование и оплата экскурсии на участок Оглахты!
Так что если погода и желание располагают — теперь вы знаете, куда можно отправиться в небольшое путешествие выходного дня!
Приятных открытий и впечатлений!