Шерегеш. Про этот доступный рай для лыжников и сноубордистов мы слышали давно. На форумах не раз поднимались темы с заманчивыми фотографиями, знакомые периодически туда ездили и привозили массу впечатлений, а официальный сайт с прямыми трансляциями с вебкамер навевал легкую зависть.
Ехать туда мы порывались уже не раз, но то неотложные дела рушили планы, то не могли собрать команду, то работа не отпускала. Но в прошлом году в самом конце марта мы наконец-то решились, отложили всё и на неделю окунулись в снежный драйв!
В нашей команде присутствовал замечательный Сергей — этот человек умеет находить в самых дорогих вещах разумную альтернативу, ему не лень проанализировать рынок предложений на интересующую тему и выбрать самый выгодный вариант. Поэтому вопрос переезда из Абакана до Шерешега был продуман до мелочей и с самой экономичной стороны.
Итак, самый большой отрезок пути нам предстояло провести в поезде «Абакан-Новокузнецк» — плацкартный вагон, в котором мы перекусили домашними пирожками, выпили виски с колой и расползлись по своим полкам.
Поезд из Абакана отправляется в 10 вечера по местному времени, а в Новокузнецк прибывает на следующий день в 7:30 по абаканскому, а по новокузнецкому в 6:30. Стоимость билета чуть больше 600 рублей.
Дальше есть 2 варианта: за 700 рублей с человека взять такси или ехать на рейсовом автобусе. Наша группа состояла из 6 человек + багаж (лыжи и доски), таксисты на микроавтобусах «прогуливали» работу, поэтому мы отправились в автобусные кассы.
Тут первое разочарование — на ближайший автобус билеты уже раскуплены, а до следующего придется ждать 5 часов.
Мы без завтрака, поэтому решили погулять по Новокузнецку, найти, где перекусить и хоть как-то убить время.
Кроме круглосуточной сети кафе «Подорожник» с отличными бутербродами в такую рань ничего не работает. Павильон кафе нашли по разбросанным по дороге упаковкам от булочек и стаканчикам из под кофе.
Так мы по очереди то охраняли лыжи и вещи, то бродили по окрестностям автовокзала, нашли вот даже розетку на стене банка и засунули туда пальцы, чтобы согласно инструкции «подзарядиться энергией денег».
Наконец подошло время автобуса. Важный момент: согласно правилам пассажирских перевозок пассажир вправе бесплатно перевезти с собой 1 пару лыж, а вот про остальные вещи ни слова. В салон с сумками не пускают, и все объемные вещи придется сдать в багаж, а это за отдельные денежки и по специальным билетам, которые надо купить заранее, а не бегать с огромными глазами по автовокзалу за 5 минут до отправления.
Билет на автобус до Таштагола стоит 200 рублей, а одно багаже-место почти 60 рублей. Время в пути 3 часа.
Автобус делает длинную остановку возле населенного пункта Мундыбаш — сходить в туалет, попить водички, размять ножки… Мы долго ржали над странным названием «Мундыбаш» и даже не представляли, что судьба вернет нас туда ровно через год (но об этом в другой раз).
В Таштаголе нам дальше в Шерегеш — это уже на рейсовом автобусе №101, который ходит по расписанию, но его никто не знает, поэтому нам пришлось позагорать на остановке. Позагорать — реально, т.к. неожиданно началась весна и стало очень жарко.
Рейсовый автобус идет через весь Таштагол, делает много остановок, еле-еле пыхтит, забираясь на гору, а из окна странные виды домов, занесенных снегом по самые окна, гаражи с сугробами вровень с крышей и собаки, которые сидят на будках (мы их окрестили «таштагольскими кошкобаками»). Ну и наша катательная гора всё ближе!
И вот мы в Шерегеше, или, как называют его все любители снега, в Геше!
Жить мы решили в квартире, найти подходящую можно на авито — предложений там много, всё с фотографиями, оплата — по факту приезда. Или, как вариант, приехать, дойти до магазина «Кукуруза» и подойти к наверное круглосуточно дежурящим тетенькам и поискать ночлег среди их предложений. У тетенек на груди таблички «Жилье», не ошибетесь. В сезон практически весь поселок сдается приезжим.
Шерегеш маленький населенный пункт, практически отовсюду видна гора, ради которой все туда и едут. У нас был вот такой вид из окна.
Быстро переоделись и кататься!
Вся жизнь в Шерегеше бурлит вокруг магазина «Кукуруза» — это большой гастроном, где продают всё: консервы, свежее мясо, мороженная и копченая рыба, крупы, молочные продукты, фрукты\овощи, алкоголь элитный и попроще, разливное и бутылочно\баночное пиво, бытовая химия.
«Кукуруза» — центр и ориентир при бронировании квартиры. «В пяти минутах ходьбы до Кукурузы», «рядом с Кукурузой» — всё, надо брать!
Отсюда ходит бесплатный автобус на сектор «Е» и все таксисты крутятся именно там!
Едем кататься!
Сначала кажется, что это просто набор значков и линий, но потом в картинке начинает виднеться логика. Трассы расписаны по цветам — это уровни сложности, а цвета подъемников — по принадлежности к трем группам.
Уехать можно в Сектор А (такси 50 рублей с человека) или Е (100 рублей, т.к. в 2 раза дальше).
На горе нет единого ски-паса, есть 3 «хозяина»: подъемники «Каскад», «Sky Way» и «Сектор Е», т.е. если хочется ездить по разным трассам, то придется купить 3 карточки и закидывать туда денежки. Карточка стоит 50 рублей и не возвращается.
Мы начали покорение горы с кресельного подъемника «Каскад» (№11). Разовый подъем 100 рублей + карточка 50 рублей.
А потом метров 200 пешочком перешли на сектор Е. Я никогда не видела гондолы на подъемнике, поэтому несколько минут просто стояла и разглядывала движущие кабинки )) Толпы народа, профессионалы и начинающие, сноубордисты и лыжники, снегоходчики, завлекающие на красоты фрирайда…
Мы спустились вниз по длинной-длинной широкой подготовленной трассе (№12) — после наших местных трасс, казалось, что мы в сказке, но внизу было еще круче — теплая погода, все загорают, пьют глинтвейн, звучит зажигательная музыка и вообще царит всеобщее веселье и тусняк ))
На заднем плане видны 2 трассы
Мы изучили карту (можно взять бесплатно в кафе «Сусанин» или в кассе) и решили катнуть на этом секторе, а потом переехать на другие трассы.
Грузимся в восьмиместную гондолу (подъемник №1), снаряга остается снаружи в специальных отсеках, едем наверх — очень быстро и комфортно! Скажу по честному, комфортно там всё таки в шестером.
Увлекательные спуски, крутые виражи, на трассе много народа, но ширина позволяет разъехаться без происшествий.
На обочинах много цветных указателей с номерами трасс, телефоны спасателей, направления движения.
С трассы №12 сектора Е мы переехали на №8 Sky Way и спустились к «рыжему» подъемнику №6.
Говорят, что это самый первый и самый старый гондольный подъемник. Он рассчитан на четверых. Менее удобный и комфортный, с исцарапанными стеклами, то такой быстрый!
Другой сектор, другой подъемник и конечно же новые карточки для турникетов. 100 рублей разовый подъем и 50 рублей карта.
На вершине — удивительные заснеженные виды, редкие елочки и практически не тронутый простор для спуска.
А мы решили спуститься на кресельный подъемник №17, более привычное на слух название «Хлебница».
С «хлебницы» виден сектор А, там же расположено несколько кафе, бугельные и кресельные подъемники на сектор А, а нам вверх на «Доллар» — это так обобщенно называют несколько трасс, которые начинаются с «Хлебницы» — можно ехать слева или справа, для любителей могула есть отличные кочки под опорами, а для поклонников леса — пушистый снег и нечастые ёлки.
Обзорная экскурсия в день приезда была завершена, а впереди еще несколько дней катания.
Как я говорила, жили мы в квартире, которую забронировали еще в Абакане. Там было всё необходимое — спальные места, постельное белье, посуда, стиральная машинка и даже WiFi. Единственное неудобство — приходилось готовить утром и вечером, планировать ужин и завтрак. делать бутерброды с собой на гору (питаться в кафе всё таки дорого и не всегда удачно и вкусно). А вечера проходили однообразно — карточный дурак, не очень адекватный покер и много много виски и колы.
Зато погода в Шерегеше была непредсказуема. Еще вчера было +20, всё таяло и девочки катались в футболках, а утром следующего дня за окном была настоящая метель.
Хорошо, что на горе есть вебкамеры, и можно получить оперативную информацию о работе подъемников и о погоде.
Но большинство народа метель испугала и на подъемниках было затишье.
Если вчера всё таяло, а вечером по склонам прошли ратраки, то ночью всё застыло в лёд, еще и снежком присыпало. Кататься было уже не так комфортно, но всё равно интересно и весело.
Мы решили остаться в этом секторе на весь день, кататься то по трассе слева, то справа под подъемниками, то уходить на нератраченную трассу еще правее. Полудневной абонемент на 4 часа стоил 300 рублей — неограниченное число подъемов, сколько успеешь.
На следующий день побывали на гондольно-кресельной дороге «Панорама» (подъемник №4). Такси из поселка туда стоит 50 рублей с человека. Дневной абонемент стоит 1000 рублей, часовых подъемов нет, разовый — 100 рублей.
Подъемник неприятно запомнился тем, что посадка очень ограничена во времени — мы реально не успевали погрузить лыжи и зайти в кабину, а двери уже закрывались. Не очень приветливый персонал портил всё еще больше.
И все последующие дни мы катались то на секторе Е справа, то на «рыжем» подъемнике, а потом по лесу, то спускались из сектора А сверху и до самой стоянки. И ни один подъемник, и ни одна трасса нам не надоели. Из-за переменчивой погоды снег был всегда разный — то рыхлый и липкий, то пушистый и невесомый, а ратраки за ночь «вылизывали» трассу — никаких тебе кочек, ям и камней.
Но всё хорошее заканчивается, нам нужно было возвращаться домой. Так как всю неделю с переменной силой шел снег, а погода стояла теплая, то на дорогах было очень грязно и мокро. По совету умных людей мы купили в магазине несколько рулонов пищевой пленки и скотч, в которые мы замотали наши лыжи и доски в чехлах. На вокзале мы сняли забрызганную грязью пленку и в вагон занесли чистый багаж.
Иииии в качестве небольшого бонуса — технология домашнего парафинирования.
Логично, что напарафиненная поверхность лыжи или доски придает лучшее скольжение. Есть парафин для теплой или для морозной погоды. А выглядит он как кусок мыла ))
Лыжу или доску надо положить на 2 табуретки, а на пол расстелить газеты или тряпку, чтобы защитить пол от кусочков и капель парафина.
Сначала нужно тщательно натереть всю скользящую поверхность куском специального парафина.
Утюг разогреть на самой минимальной температуре и провести по всем участкам. Желательно взять старый ненужный утюг без новомодного тефлонового покрытия, чтобы его было не жалко, т.к. парафин нещадно портит подошву. Естественно, никакого пара!
При необходимости натереть нужные участки еще раз парафином и снова пройтись горячим утюгом. Дать парафину застыть, а затем очень тщательно и с силой натереть поверхность тряпкой или полотенцем. Тереть нужно активно — так излишки парафина будут подплавляться и впитываться в ткань.
На скользящей поверхности не должен быть слой парафина, он всего лишь нужен для заполнения микро-царапин, а поверхность должна стать ровной и глянцевой.
Еще вариант парафинирования: расплавить воск об утюг над скользящей поверхностью, чтобы он капал довольно часто.
Парафин должен медленно плавится и не дымить, и ни в коем случае он не должен потрескивать при расплавлении. Далее скользящую поверхность нужно прогладить утюгом, чтобы капли парафина успели расплавиться и парафиновая пленка полностью покрыла всю поверхность. Главное, не допускать перегрева поверхности.
Затем все излишки парафина нужно осторожно соскоблить линейкой, ножом или пластиковой карточкой. Кстати, в спортивных магазинах продается специальный скребок. Парафин соскабливается весь, а на завершающей стадии оставшийся слой смазки растирается с помощью обычной винной пробки.
Вот такая поездочка! На поезде и с проживанием в съемной квартире. А ведь можно до Шерегеша доехать на машине и жить в гостинице )) Об этом в следующий раз!