Что-то писать про еду мне совсем не хочется )) Расскажу лучше о том, как одна наша маленькая мечта достигла своей цели.
Давным-давно, в тридевятом царстве, в уже далёком 2007 году мы с Зайцем поехали на «перезагрузку» в таёжную местность на турбазу «Снежный барс».
Уже тогда мы любили путешествовать на автомобиле, не боялись авантюрных поездок, и нам было совершенно не скучно вдвоём. В феврале 2007 нам удалось взять отпуск в одно время, на работе была тишина, и мы решили «сбежать» из города, чтобы просто ничего не делать. На тот момент база «Снежный барс» предлагала заманчивые цены на полный пансион, и мы поехали на целую неделю в тайгу.
База находится на трассе А161 Абакан-АкДовурак в 120 километрах от города Абаза. Нас привлекла эта уединенность, трехразовое питание и почти полное отсутствие связи с внешним миром (радиосвязь с Абазой осуществлялась только 1 раз в сутки). Мы спали, гуляли по охотничьим тропам вокруг базы, раскапывали кусты брусники под сугробами и ели ягоду вместе со снегом, тщательно исследовали все ямки на снегу под кедрами и набрали целый мешок шишек, которые уронили местные белки, снова спали, гладили лошадей и кормили их морковкой, нам показали мостик влюбленных с грустной историей про утонувшую девушку, мы парились в жаркой бане, играли в бильярд на колченогом столе, смотрели фильмы о тайге на видеомагнитофоне и опять спали.
Поэтому мы даже обрадовались, когда на базу на пару дней приехали 4 мужчины из Красноярска — было хоть с кем поговорить и узнать последние новости )) А еще они сказали, что собираются съездить на Сотый перевал (в 20 километрах от турбазы) и скатиться там на лыжах.
Конечно мы напросились с ними — просто поглазеть!
Да, в 2007 году мы уже были знакомы с горными лыжами, но не представляли себе катание вне трассы — это же опасно и вообще невозможно! А тут такой экстрим — нет указателей, точного маршрута, неизвестен рельеф горы, нет спасателей, до ближайшей больницы 150 км, связь отсутствует!
Райдеры доехали на машине до какой-то известной им точки, прошли немного пешком и спустились по склону с обратной стороны горы, никаких трюков и запредельных скоростей. Мы думали, будет шоу, а тут так всё уныленько.. Поговорить более детально потом с этими людьми нам не удалось — к ужину мы пришли в разное время, а на следующее утро мужчины рано-рано уехали дальше по своим делам.
Уже потом, спустя несколько лет, когда мы серьезно занялись фрирайдом, обзавелись снаряжением, рациями и камерами, мы всё чаще вспоминали Сотый перевал и периодически заводили разговоры о том, что «вот было бы неплохо там тоже катнуть….».
Спуск с той горки сначала был просто беспредметным спором, затем стал оформляться в мечту, пока не перерос в навязчивую идею.
Наконец, третьего января 2017 года, откопав себя из-под конфетных фантиков и мандариновой кожуры, мы загрузились в машину и поехали покорять Сотый перевал!
В 7 утра «4 парня с Абакана» были готовы — Николай (мой Заяц), друг-зануда (Дима), друг-бурят (Марк) и я (бессменный фотограф, оператор и хронолог, временно отстраненный от активных видов спорта).
В 9 утра мы проезжали Абазу, в 10 — любовались рассветом, красящим в золото горы (мы как раз туда едем!), в половине двенадцатого мы уже горячо спорили, обсуждая склоны вокруг «зассал бы тут катнуть или нет», до точки Х оставалось совсем чуть чуть!
Почти в полдень мы были на Сотом перевале.
Стелла определяет границу республик Хакасия и Тыва, дорога проходит на высоте 2206 метров над уровнем моря, сам же Сотый или Саянский перевал чуть выше — 2214 метров над уровнем моря.
Прямо возле стеллы мы останавливаться не стали, а проехали чуть дальше — на перевале сразу от дороги склоны гор уходят резко вверх, на них нагромождение камней со снежными наносами — подниматься отсюда в гору было бы довольно трудно. Спустя километр по трассе склоны слева становятся пологими и вполне пригодными для пешего подъема.
Мы решаем проехать еще дальше и посмотреть на линию спуска с точки подбора.
От предполагаемой точки высадки, до финиша мы проехали по трассе около 3 километров — дорога петлей огибает гору, плавно спускаясь в долину. Склон и дорога хорошо просматриваются, есть расширения для разворота машины.
И тут у нас случился форс-мажор! Когда мы вышли из машины, чтобы сделать фотографии и еще немного обсудить наши дальнейшие планы, оказалось что в машине пробито заднее колесо, и неизвестно сколько мы так проехали.
Да, полноразмерная запаска (летняя) решает проблему, но укатанный до льда снег на дороге и крутые повороты на спуске и подъеме ставили под угрозу всю нашу авантюру с фрирайдом.
После замены колеса и пробной езды Заяц решил не доверять мне руль, но сделал рыцарский жест и отправил дружков-пирожков кататься вдвоём ))
После недолгого обсуждения мальчики решили, что с трассы им придется пройти немного вверх до «худенькой» опоры, скатиться до середины склона, а как только начнутся деревья — уходить правее в густой лес, т.к. там всё еще хороший уклон, и можно проскочить на скорости снежное поле внизу (спуск по красной линии).
Как вариант — дойти до «худенькой» опоры, если есть возможность — пройти по гребню еще дальше и выйти к более крутому склону, спуститься до деревьев, уйти в лес и так же выкатиться к дороге (спуск по синей линии).
По факту же мальчики спускались по зеленой линии — ровная и чистая поляна их сильно заманила, а сунуться в лес они постеснялись, за что потом и поплатились — пришлось долго выходить пешком по полю.
Возвращаемся на точку старта — вот она, эта «худенькая» опора, по ощущениям до неё метров 300. Высаживаем лыжников, снабжаем их камерой и последними наставлениями, проверяем рации, желаем удачи и уезжаем на точку подбора.
Мы успели попить чайку, наделать кучу селфи и фоточек пейзажей, как вот наконец на вершине горы появилось движение.
«Мы на месте»
«Машину видно?»
«Да! Спуск начать готовы!»
«Вперед!»
Заяц в это время уже во всю орал в рацию, чтобы лыжники так сильно не уходили налево по поляне, а ехали направо в лес, но Марк упорно держал свой курс, Дима постоянно останавливался, вроде начинал ехать туда, куда ему говорили, но потом снова возвращался на след Марка — так они и свалились на пологий участок горы и около километра весело и задорно шагали в глубоком снегу по полю до машины ))
Я в это время хваталась то за телефон, то за фотоаппарат, чтобы запечатлеть всё, что только можно ))
Итак, что мы имеем в сухом остатке.
Ясная безветренная погода, минус 4 градуса Цельсия, 1 скатка.
Высота на старте 2100 метров над уровнем моря + мальчики прошли еще немного вверх.
Лыжи несли сначала в руках, потом сообразили прицепить их к рюкзакам — дело пошло веселее.
На спуске вверху — плотный снег с небольшими застругами и наддувами (что не мешало мальчикам сделать несколько шлейфов). Как только начинается линия леса, снег становится мягкий и рыхлый, без хорошей скорости даже широкие фрирайдовые лыжи вязнут и тонут.
Почему мальчики не поехали в лес? Говорят, что густой подлесок цеплялся за лыжи, а рельеф не давал оценить весь склон, хотя машину они видели из любой точки спуска.
Информация по перепаду высот и длинна трассы в сравнении с популярной трассой базы «Ергаки» и горой на «Снежной»:
«Ергаки». Желтая линия — подъемник, красная — линия спуска.
Перепад высот 210 метров. Наивысшая точка 1672 метра над уровнем моря, на финише — 1463 метра.
Длинна спуска — чуть больше 1 километра.
Гора на базе «Снежная», только тут информация по подъемнику, который стоит правее (и почти никогда не работает).
Желтая линия — подъемник, красная — линия спуска.
Перепад высот 370 метров. Наивысшая точка 1817 метров над уровнем моря, на финише — 1449 метров.
Длинна спуска — почти 1,5 километра.
«Сотый перевал».
Синяя линия — путь от трассы и сам спуск, желтая линия — дорога, огибающая гору.
Перепад высот 204 метров. Наивысшая точка 2114 метров над уровнем моря, на финише — 1910 метров.
Длинна спуска — 1,2-1,3 километра (250-300 метров лыжники прошли пешком до точки начала спуска — около 200 метров дорога шла в гору, остальной путь по гребню).
Дима снял свой спуск на камеру, а я как смогла склеила видео )))
И счастливые лица первых райдеров из нашей абаканской банды в этом месте:
Заяц, конечно, немного расстроился, что ему не удалось скатиться, я тоже обзавидовалась, так что мы намерены в следующем сезоне взять реванш!
Но «фрирайд на Сотом перевале» — можно поставить галочку!